Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Сайт МОУ "Брёховская основная общеобразовательная школа"

Урок мужества

 

Урок мужества «Подвиг защитников Ленинграда», учитель истории Черепанова Валентина Николаевна. 

 Звучит 1 куплет песни «Священная война» (стихи Б.И .Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова). 

Учитель: В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней и ночей находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг. Вместе со взрослыми защищали город и юные ленинградцы. Они тушили зажигалки, работали на заводах, защищали город, находясь в полках армии, в партизанских отрядах.

     Не смотря на тяжёлые испытания, защитники Ленинграда не только сумели отстоять родной город от врага, но и разгромили фашистские полчища у его стен. 18 января 1943 года советские войска прорвали вражеское кольцо блокады, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята полностью силами войск Ленинградского, Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и отрядов партизан. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.

      В настоящее время Федеральный закон установил Дни воинской славы России. 27 января - День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).

 

I ученик: Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретного протокола немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки воздуха сравнять его с землёй».

     Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов. Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, защищавших город, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские сады, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

     На защиту города поднялись все его жители. За короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурства на крышах домов, оборудовали медпункты, бомбоубежища.

     За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжёлых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания. Третья часть жителей была уничтожена.

 

II ученик: В итоге жестоких, кровопролитных боёв, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осаждённый Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

     На Ленинград обхватом с трёх сторон

     Шёл Гитлер силой сорока дивизий.

     Бомбил. Он артиллерию приблизил,

     Но не поколебал ни на микрон,

     Не приостановил ни на мгновенье

     Он сердца ленинградского биенье.

     И видя это, разъярённый враг,

     Предполагавший город взять с разбега,

     Казалось бы, испытанных стратегов

     Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

     И те пришли, готовые к победе,

     А третий, Голод, шёл за ними следом.

 

III ученик: В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьём и топливом. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. Нормы выдачи суррогатного хлеба (его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы) были ничтожно малы. Рабочие получали 250 граммов хлеба, служащие, иждивенцы, дети – 150 граммов. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

 

IV ученик: Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город  сковал лютый холод. Не было топлива и электроэнергии. Ленинградцы жили в неотапливаемых  комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы. Брали воду под обстрелом. Останавливались трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ходили пешком по не расчищенным от снега улицам. Смерть входила во все дома. Изнурённые люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от холода и голода. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

     Блокада – далеко как это слово.

     От наших с вами мирных светлых дней.

     Произношу его и вижу снова

     Голодных, умирающих детей.

     Как опустели целые кварталы,

     И как трамваи вмёрзли на пути,

     И матерей, которые не в силах

     Своих детей на кладбище нести.

Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском кладбище.

     Под шелестом опущенных знамён

     Лежат бок о бок дети и солдаты.

     На пискарёвских плитах нет имён,

     На пискарёвских плитах только даты.

     Год сорок первый…

     Год сорок второй…

     Полгорода лежит в земле сырой.

 

В ходе выступления учеников о блокаде Ленинграда идёт показ кадров из документального фильма «Великая Отечественная война».

 

     Слово предоставляется жителю блокадного Ленинграда Никифорову Борису Васильевичу. Когда началась война, ему было 9 лет. До эвакуации пришлось испытать все тяготы блокадного города: и голод, и холод, бомбёжки. В августе 1942 года Борис Васильевич вместе с мамой был эвакуирован в Пермскую (Молотовскую) область. Здесь и остался жить после войны, живёт и сейчас.

 

V ученик: «Всё для фронта, всё для победы! » - боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 миномётов, станковые и ручные пулемёты, 10 миллионов снарядов и мин. Наравне со взрослыми работали подростки. Дети продолжали ходить в школу. Ученики шатались от голода и часто умирали прямо за партой на глазах одноклассников и учителей.

     Помощь Ленинграду оказывали с большими трудностями воздушным путём и по узкой полоске Ладожского озера. Дорогой жизни назвали ленинградцы ледовую трассу Ладожского озера. В город доставляли продовольствие, снаряды. Из города вывозили раненых, истощённых людей. Скольких людей спасла трасса!

22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Около полутора миллионов ленинградцев были награждены этой медалью, среди них 15249 детей.

 

VI ученик: В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду.

     Во имя Родины и долга –

     На бой! Сегодня наш черёд.

     Мы ждали молча, ждали долго

     И слово сказано: «Вперёд!».

     И, как всегда, у Ленинграда

     Простое, строгое лицо.

     Вперёд, орлы, ломай блокаду,

     Её железное кольцо!

Битва за Ленинград – одна из самых ожесточённых битв Великой Отечественной войны. У ленинградской твердыни сражались с немецко-фашистскими захватчиками воины из Суксунского района.

 

VII ученик: Один из них – гвардеец Сергей Николаевич Манохин. Его боевой путь начался в боях с белофиннами в 1939-1940 годах. Великую Отечественную встретил в рядах отважных защитников полуострова Ханко. Находясь на передовых позициях, Сергей Николаевич показывал примеры мужества и доблести. Был избран комсоргом роты, а затем комсоргом батальона. Уже в первых  боях у Синявинских высот он проявил себя отважным, презирающим смерть воином и был награждён орденом Красной звезды. Когда разгорелись ожесточённые бои в районе Пулковских высот, Сергей Николаевич  отважно сражался и был награждён орденом Славы III степени, а затем и орденом Отечественной войны II степени. Его грудь украсили также медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда».

     Позже Сергей Николаевич Манохин был избран комсоргом гвардейского стрелкового полка, в рядах которого сражался против фашистов. Здесь он проявил незаурядные организаторские способности, принципиальность и чуткость в отношении с воинами.

     Потом были бои под Нарвой, на Чудском озере. После изгнания фашистов с родной земли часть, в которой служил Сергей Николаевич, участвовала в освобождении Эстонии и всей Прибалтики.

 

Учитель: Сергея Николаевича Манохина хорошо знали жители Суксунского района. Это был человек сложной, яркой и счастливой судьбы. Он родился в селе Ключи. В 1936 году окончил Суксунское педучилище и три года проработал в родном селе учителем начальных классов. В 1939 году был призван на действительную службу. Сергей Николаевич прошёл славный боевой путь во время Великой Отечественной войны.

После войны гвардии капитан Манохин Сергей Николаевич вернулся к своей мирной профессии учителя. Полвека посвятил он обучению и воспитанию подрастающего поколения. 27 лет учительствовал в Ключевской школе и 23 в Брёховской, причём 18 лет был бессменным директором этой школы. Брёховская школа была лучшей в районе благодаря успешной деятельности Сергея Николаевича как педагога и директора. Вместе с тем он активно участвовал в общественной жизни села Брёхово. Был депутатом сельского совета, членом партбюро колхоза «Россия», руководителем лекторского объединения, председателем товарищеского суда.

Родина высоко оценила заслуги Сергея Николаевича. За мужество и отвагу, проявленные на фронте, он был награждён орденами и медалями. За многолетний педагогический труд Сергей Николаевич был удостоен медали «За трудовую доблесть». Ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения».

К сожалению Сергея Николаевича Манохина уже нет с нами. Но запомнился он нам очень умным, трудолюбивым, интеллигентным и очень тактичным человеком. Он был и остаётся примером для нас – человек боевого и трудового подвига.

Слово Вам, кто знал Сергея Николаевича, работал вместе с ним, учился у него.

 

Звучат любимые песни Сергея Николаевича Манохина.

 Панов Григорий Андреевич играет на баяне, присутствующие ученики, гости, учителя школы поют: «На безымянной высоте», «Ленинградская застольная», «Лизавета» и другие песни.

Ученик читает стихотворение Виктора Осипова «Ордена».

 

Учитель: Мы все в неоплатном долгу перед участниками войны. Прошу всех встать. Склоним головы в минуте молчания перед светлой памятью павших в Великой Отечественной войне, перед ленинградцами, перед защитниками города, не доживших до наших дней. Склоним головы в память о Сергее Николаевиче Манохине – нашем наставнике и Учителе.

Минута молчания.

Ученик:

Люди!

Покуда сердца стучат,- помните!

Какой ценой завоёвано счастье, пожалуйста, помните!

Песнь свою, отправляя в полёт,- помните!

О тех, кто уже никогда не споёт,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим Звёздам, ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли! Убейте войну! Прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда – заклинаю:

Помните!

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"